Зачем нам нужен поворачивающийся гик?

Автор Mihalis, 25 Дек. 2023, 19:59

« назад - далее »

Mihalis

Я имею ввиду по горизонтали. С вертикалью понятно. И на яхтах с фиксированной мачтой тоже понятно.

У меня на Настоящем был не поворотный гик и при смене гласа гик за собой поворачивал мачту. Но все надо мной смеялись и я сам стыдился этого)

Но что я вижу постоянно на современных катах - сменил галс - довернул мачту руками. Так зачем руками, если можно гиком поворачивать автоматически и не париться?

Может я что-то упускаю? В чем прикол?

Ber

Вот у тебя бейдевинд, грот открыт, гик будет повернут гикашкотами. Тут особо без вариантов.

romantik

 А гик обычно, в плоскости лик-паза

Mihalis

Цитата: romantik от 26 Дек. 2023, 13:00  А гик обычно, в плоскости лик-паза

В том-то и дело - если гик поворачивается вместе с мачтой, то он и будет всегда в плоскости ликапза

kirjala

Цитата: Mihalis от 26 Дек. 2023, 14:41  В том-то и дело - если гик поворачивается вместе с мачтой, то он и будет всегда в плоскости ликапза

А если мачта не поворачивается?

romantik

#5
Пардон, я имел ввиду - узел крепления гика в плоскости лик-паза. И если гик поворотный, картинка обтекания будет по второму варианту. Рукой доворачивают мачту, потому, что не всегда хватает усилия от паруса провернуть автоматически мачту под ветер.

Серж

А еще на гик ставят ограничитель угла поворота. Чтобы он слишком не выворачивался.

Mihalis

Цитата: kirjala от 26 Дек. 2023, 15:06  А если мачта не поворачивается?

Если нет - то да! Но нас у всех поворячивающиеся

Цитата: romantik от 26 Дек. 2023, 15:25  Пардон, я имел ввиду - узел крепления гика в плоскости лик-паза. И если гик поворотный, картинка обтекания будет по второму варианту. Рукой доворачивают мачту, потому, что не всегда хватает усилия от паруса провернуть автоматически мачту под ветер.

Правильно ли я понимаю, что второй вариант лучше первого? Если да, то возвращаюсь к своему вопросу - если гик сделать неповоротным, то он будет за собой увлекать мачту и ставить ее автоматически в правильное положение. Тогда зачем мы делаем гики поворотными:

Цитата: Серж от 26 Дек. 2023, 16:50  А еще на гик ставят ограничитель угла поворота. Чтобы он слишком не выворачивался.

А если ему вооюше не давать выворачиваться, чем это хуже?

Я всю жизнь ходил с неповоротным гиком и горя не знал, а когда купили полярис - обрадовался, что там гик во все стороны гуляет, но выгоды от этого не понял. Вот пытаюсь разобраться...

kirjala

Цитата: Mihalis от 26 Дек. 2023, 17:03  А если мачта не поворачивается?


У Антареса это не так.

Mihalis

Ок на Антаресе понятно зачем) а на народных катамаранах?

romantik

#10
Цитата: Mihalis от 25 Дек. 2023, 19:59  Я имею ввиду по горизонтали. С вертикалью понятно. И на яхтах с фиксированной мачтой тоже понятно.

У меня на Настоящем был не поворотный гик и при смене гласа гик за собой поворачивал мачту. Но все надо мной смеялись и я сам стыдился этого)

Но что я вижу постоянно на современных катах - сменил галс - довернул мачту руками. Так зачем руками, если можно гиком поворачивать автоматически и не париться?

Может я что-то упускаю? В чем прикол?
Если коротко - преимущество в аэродинамике/эффективности паруса.
При поворотной мачте - неповоротный гик будет лучше, чем поворотный гик при неподвижной мачте - мачта меньше влияет на парус.
Мачта создаёт аэродинамическую тень/зону срыва потока на подветренной стороне паруса. В "носке" профиля, наиболее важном участке профиля, где создаётся бОльшая часть тяги. Особенно это будет заметно при завышенных углах атаки набегающего потока.
Всё это расписано во всех книгах о парусе...
например:
http://parusanarod.ru/bib/books/pereg/tcss1/index.htm#sail

§ 5. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАРУСА
...
Более выгодно крепление грота к мачте с помощью ликтроса, помещённого в ликпазе на мачте. Щель между парусом и мачтой ликвидируется, но вредное влияние мачты на работу грота остаётся. В зависимости от диаметра мачты, потери тяги грота составляют 20—40%.

Можно значительно ослабить влияние мачты на работу грота, если сделать ее поворотной. Значительные завихрения будут возникать только на наветренной стороне паруса, но поскольку роль этой стороны в создании подъёмной силы меньше, чем подветренной, потери тяги не превышают 15—25%.
...

romantik

Продолжение..
http://tapemark.narod.ru/vodnik/4_04.html
СПРАВОЧНИК ПО КАТЕРАМ, ЛОДКАМ И МОТОРАМ
Немного об аэродинамике паруса

...
Рис. 205. Характер обтекания мачт: а — с эллиптическим поперечным сечением; б — с параболической передней кромкой; в — с парусом, стоящим на подветренной кромке.

Влияние мачты. Мачта является источником образования вихрей, которые попадают как на наветренную, так и на подветренную стороны паруса. Особенно неблагоприятно сказываются завихрения на подветренной стороне, где вихревой след мачты уменьшает разрежение; вследствие этого величина подъемной силы падает. Кроме того, и сама мачта обладает довольно большим лобовым сопротивлением. Мачта с большим поперечным сечением может снизить подъемную силу паруса на 25 %, по сравнению с парусом, поставленным на штаге. Неудачны мачты цилиндрического сечения — без сужения к топу: в верхней части отношение диаметра мачты к уменьшающейся ширине паруса становится велико и может оказаться, что часть паруса близ фалового угла вообще не будет участвовать в создании тяги на курсе бейдевинд.

Большую роль играет форма поперечного сечения мачты. Важно, чтобы на курсе бейдевинд, когда судно идет под углом 25—30° к направлению вымпельного ветра, вихревая дорожка, срывающаяся с подветренной стороны мачты, имела минимальную ширину. Большую роль играет также форма передней кромки мачты, на которой формируется поток, обтекающий парус. Например, парус за мачтой параболического сечения обладает более высоким аэродинамическим качеством, чем за мачтой эллиптического сечения. Оптимален вариант с парусом, закрепленным передней шкаториной близ подветренной стороны мачты: его качество на 40 % выше, чем у паруса с эллиптической мачтой (рис. 205).

Наибольшее распространение на парусных судах получили мачты овального поперечного сечения с соотношением размера по ДП к размеру по траверзу около 3 : 2. Каплевидные и другие типы обтекаемых профилей целесообразны только в том случае, если мачта вращается для установки под наивыгоднейшим углом к вымпельному ветру при перемене галса. Такими мачтами снабжаются обычно буера и катамараны.

Серж

Миша, для круглых мачт все это практически пофигу. С профильными да, имеет значение. Олег (Романтик) все изложил. Еще раз обращу внимание, что на профильной мачте нужен ограничитель угла поворота мачты, иначе парус будет избыточно разворачивать мачту с вытекающим срывом потока.

Mihalis

#13
Цитата: romantik от 26 Дек. 2023, 21:12  При поворотной мачте - неповоротный гик будет лучше, чем поворотный гик при неподвижной мачте

А поворотный гик на поворотной мачте? Какое место займет?

Поворотная мачта с чем лучше - с поворотным гиком или с неповоротным гиком?

kirjala

Я бы сформулировал по-другому: Зачем на вообще гик? :)